Сигнал датчика положения коленчатого вала (частоты вращения коленчатого вала) содержит в себе много информации о работе двигателя. Во время работы двигателя, каждый цилиндр толкает коленчатый вал, в результате он ускоряется после прохождения верхней мертвой точки (ВМТ 0°) соответствующим цилиндром. Если в цилиндре происходит пропуск зажигания, то происходит замедление частоты вращения коленчатого вала. Это происходит даже если ECU осуществляет непрерывную регулировку частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу.
Следовательно, рассчитав ускорение коленчатого вала после прохождения верхней мертвой точки соответствующим цилиндром, можно оценить эффективность работы всех цилиндров двигателя.
Анализ сигнала с ДПКВ вместе с сигналом с датчика 1-го цилиндра позволяет:
• оценить статическую и динамическую компрессию для каждого из цилиндров;
• выявить неисправности в системе зажигания;
• оценить работу и состояние форсунок;
• получить характеристику системы опережения зажигания;
• выявить биение задающего зубчатого диска;
• выявить пропущенные и поврежденные зубья задающего диска.
Таким образом анализ одного графика ускорения коленчатого вала позволяет оценить состояние сразу нескольких систем. Неисправность одной системы ОДНОЗНАЧНО влияет на тот или иной участок графика ускорения.
Сигнал от датчика коленчатого вала вместе с сигналом датчика 1-го цилиндра записать с помощью DIAMAG II и проанализировать. Это делается в закладке «Эффективность работы цилиндров»
Программное обеспечение может анализировать сигнал датчика положения коленчатого вала двигателя (или датчика частоты вращения), работающего в паре с задающим зубчатым диском, имеющим любую формулу (60-2, 36-1, 60-2-2, 36-2-2-2 и так далее…) как с пропусками зубьев, так и без пропусков зубьев. Задающий диск должен быть жестко закреплен на коленвале. Это очень важно! Привод диска через цепную передачу либо через ременную передачу не допускается, так как в этом случае происходит сильное сглаживание толчков от коленчатого вала. Результаты анализа зависят от количества зубьев имеющихся на задающем зубчатом диске. Чем больше зубьев тем точнее.
Порядок проведения измерений:
• подсоединить щуп к сигнальному выводу датчика частоты вращения / положения коленчатого вала диагностируемого двигателя и подключить его к 1-му входу DIAMAG II.
• Установить датчик первого цилиндра (синие метки) на высоковольтный провод первого цилиндра и подключить его к 4 входу мотортестера;
• Подсоединить к "массе" двигателя в одной массу мотортестера и заземление;
• Запустить ПО DIАMAG II;
• Выбрать настройку «Эффективность работы цилинров»
• запустить двигатель автомобиля и оставить его работать на холостом ходу;
• выбираем режим самописца и запускаем запись.
• после начала записи необходимо дать двигателю поработать на холостом ходу в течение 2…5 секунд, плавно увеличить частоту вращения двигателя до 3000 RPM с минимальным открытием дроссельной заслонки, после чего закрыть дроссельную заслонку;
• дождаться снижения частоты вращения двигателя до 1000 RPM и резко полностью открыть дроссельную заслонку;
• как только частота вращения двигателя достигнет 3000 RPM следует выключить зажигание, при этом дроссельная заслонка должна продолжать удерживаться в полностью открытом состоянии до тех пор, пока двигатель полностью не остановится;
• теперь нужно остановить запись;
• при необходимости, записанную осциллограмму можно сохранить.
• Переходим в закладку «Эффективность работы цилиндров»
• Выбираем канал синхронизации, канал с сигналом ДПКВ, порядок работы цилиндров и начальный УОЗ.
• Нажимаем "Анализ"
Значение начального угла опережения зажигания нужно для верного определения позиции ВМТ. Если точное значение начального угла опережения зажигания неизвестно, можно указать приблизительное значение (с погрешностью не более ±10°).
Закладка "Эффективность работы цилиндров".
Ниже пример анализа работы двигателя по сигналу ДПКВ с исправного двигателя.
Серый график - мгновенная частота вращения коленчатого вала.
Цветные графики - графики ускорения каждого цилиндра двигателя. (эффективность работы)
Чем выше расположен рассматриваемый участок графика ускорения, тем более сильный «толчок» на этом участке создал цилиндр. Цилиндр, который не работает совсем, создаёт замедление коленчатого вала, поэтому его график ускорения располагается нулевой горизонтальной оси.
Ниже пример анализа, та же самая машина, но был отключен разъем форсунки 4 цилиндра.
Видно, что желтый график принадлежащий 4 му цилиндру опустился ниже нулевой горизонтальной оси.
И исходный файл, с которого производился анализ.
Дизельные двигатели
Эта методика применяется и для диагностики дизелей. Так как не все системы управления дизельными двигателями позволяют выводить через сканер информацию об эффективности работы каждого цилиндра, а те которые позволяют просмотреть подобную информацию, в большинстве выводят только данные о величине поцилиндровой коррекции топливоподачи, связанной со стабилизацией частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу.
При работе с дизельным двигателем можно использовать различные способы синхронизации. В тех системах управления двигателем, где присутствует датчик движения иглы форсунки, удобно синхронизироваться по сигналу от этого датчика. Если же этот датчик встроен в форсунку 3-го цилиндра, то для четырехцилиндрового двигателя с порядком работы цилиндров 1342 следует указывать порядок 3421, то есть, следует указывать порядок работы цилиндров начиная с номера того цилиндра, по которому осуществляется синхронизация.
Примечания:
Если свечи зажигания обслуживаются DIS-системой зажигания и сигнал синхронизации с моментом зажигания в 1-м цилиндре снят при помощи высоковольтного датчика с высоковольтного провода, нужно следить за тем, чтобы амплитуда импульсов синхронизации от рабочей искры как минимум вдвое превышала амплитуду импульсов синхронизации от холостой искры.
На записанной осциллограмме не допускается потеря участков осциллограмм (из-за плохого подключения щупов мотортестера, или пропуски оцифровки из за недостаточного быстродействия используемого ПК). Не допускаются искажения формы осциллограммы выходного сигнала индукционного датчика частоты вращения / положения коленвала вследствие плохой "массы" или ненадёжных контактов.
В исследуемом сигнале обязательно должна быть первая перегазовка, так как на первом участке сброса частоты вращения двигателя происходит калибровка зубчатого диска. Считается, что при сбросе частоты вращения коленвала с закрытой дроссельной заслонкой двигатель замедляется равномерно. Если в это время происходит воспламенение, калибровка может быть проведена не правильно.
Не желателен выход графика мгновенной частоты вращения коленвала за пределы окна вкладки "Эффективность" (это происходит при превышении частоты вращения коленвала 3500 RPM) так как в таком случае возрастает вероятность искажения графиков ускорения. Особенно «склонны» к искажениям графиков ускорения при высокой частоте вращения коленвала те двигатели, где зубчатый венец датчика коленвала расположен с противоположной стороны коленвала относительно маховика. Чем длиннее коленвал, тем больше искажения графиков ускорения (эти искажения возникают из-за низкой жёсткости коленвала, из-за его упругости и из-за резонансных колебаний коленвала при высоких частотах вращения).